ООО "Прагма", Москва
Построить распредцентр... Сложно ли это?
Насколько сложно найти место для РЦ?

Очень сложно. Идеальных мест вообще нет, поэтому приходится брать (если есть где брать) то, что предлагают.

В чем состоит специфика постройки распредцентра?

Никакой специфики в собственно строительных работах нет. Вот спроектировать надо «под себя», т.е. под свой грузопоток, свою сеть, свои перспективы и планы. Для этого мало знать параметры существующего грузопотока, т.к., как правило, он отличается от идеального. Однако создание РЦ - хороший повод провести комплексный анализ технологии работы всей компании, ее оптимизацию и разработку параметров «правильного» грузопотока, который пройдет через новый склад.

Все, конечно, понимают, что жизнь все равно внесет свои коррективы и пока пройдет проектирование и строительство, многое может измениться. Да и на этапе эксплуатации никто не застрахован от изменений по той или иной причине. Наша сегодняшняя жизнь, да и мы сами, динамична и часто дарит нам сюрпризы. Но здесь надо понимать, что чем точнее мы угадаем параметры грузопотока, для которого мы строим склад, тем точнее будут рассчитаны ресурсы объекта. А это означает оптимальные капиталовложения, оптимальные эксплуатационные расходы и гарантию точного выполнения своей функции.

Но, коль мы договорились, что планируем и рассчитываем, но без фанатизма, то, конечно, придется заложить некий запасик. Он также пригодится нам при обработке пиковых (например, сезонных) нагрузок. При проектировании надо учесть, что существует два вида ресурсов (проектирование это, по сути, расчет и выбор необходимых ресурсов – площади, оборудования, людей). Это, в первую очередь, ресурсы, которые можно рассчитать на определенный максимум, но привлекать по мере необходимости и роста. К таким ресурсам относится, например, подъемно-транспортное оборудование, персонал и т.д.

А второй вид ресурсов это те, которые сразу должны быть рассчитаны и построены или привлечены по максимуму. Как было сказано выше, парк погрузчиков и штабелеров можно расширять постепенно, а вот зарядная комната для них должна быть рассчитана на максимум. В противном случае, может настать момент, когда негде будет заряжать технику или не хватит электрической мощности. Опять же людей можно нанимать постепенно, а количество душевых или площадь столовой должны быть рассчитаны на максимум.

На какие этапы Вы можете разбить создание РЦ?

Этапы следующие:

· Анализ и оптимизация текущей деятельности, планирование, целеполагание и разработка параметров перспективного грузопотока, проходящего через склад. Эта тема очень обширная, но касаться ее здесь не будем.

· Логистическое проектирование склада. Этот этап очень важен и проводить его надо именно доархитектурно-строительного проектирования, чтобы генпроектировщик «нарисовал» здание под вашу логистику. В противном случае в логистике придется учитывать особенности здания и его расположения на территории, а это, как правило, бывает довольно болезненно и неэкономично. Например, запроектировали вам шаг колонн 6х6 метров, а потом попробуй поставь туда стеллажи. Только с неоптимальным расходом площади.
Как правило, целесообразно привлечь для проведения этих двух этапов хороших и креативных внешних консультантов. Внешних, потому что изнутри видно хуже, чем снаружи (хотя может показаться и наоборот). Также стоит отличать консультантов, работающих с пониманием целей своих и своего клиента, от консультантов, работающих ради красивого отчетного документа. Кстати, можно отметить, что и среди клиентов бывает отношение, когда изменения проводятся как дань моде, ради понтов, без понимания конечной цели. К счастью, их иногда удается вернуть на путь истинный.

· Архитектурно-строительное проектирование, согласование проекта и получение всей необходимой разрешительной документации.

· Строительство и комплектация объекта. Комплектация, как правило, начинается на определенном этапе и включает в себя выбор и закупку необходимого оборудования и программных средств, монтаж, подбор, найм и обучение персонала. Времени занимает много и важность имеет решающую.

· Вывод на проектную мощность, тонкая настройка процесса. Не стоит думать, что сразу после того, как будет перерезана ленточка, склад начнет идеально работать. Переходный период может длиться до полугода, а то и более. Это связано с тем, что почти все элементы технологии на новом складе новые и требуют настройки и взаимной притирки.

· Промышленная эксплуатация объекта. На этом этапе происходят постоянные улучшения процесса, т.к. жизнь не стоит на месте и появляются новые задачи и новые способы их решения. Всегда есть скрытые и открытые резервы. Найти и использовать их долг управленцев РЦ.

Как долго строится подобный центр? От чего зависит время постройки?

Учитывая, что проектировать и строить параллельно уже практически нельзя, от принятия решения до ввода в эксплуатацию пройдет года полтора. Не стоит верить тому, чей прогноз кажется более оптимистичным. Все равно останутся недоделки, достройки, нестыковки. Срок реализации идеи зависит от того, насколько четко запланирован и проистекает процесс, бесперебойности финансирования и качества работы субисполнителей.

По каким принципам выбирается общая технология работы? Чем «зонное» строение отличается от «ячеистого»? Какие у того и у другого вариантов плюсы и минусы?

Честно сказать, я так и не понял, о чем идет речь. Думаю, что о следующем – небольшие склады, не имеющие АСУ в современном смысле этого слова, не используют систему адресного хранения (скорее всего понимаемого под словом «ячеистый»), а раскладывают товар по товарным группам, отводя под некую товарную группу определенную зону.

Иногда в определенной зоне лежит товар одного бренда, или товары родственных артикулов или еще как. Тогда склад разбивается на зоны, за каждой зоной закрепляется кладовщик, который там есть царь и бог. Все данные находятся у него в голове или в секретных файлах, руководство гордится тем, что у них работают такие высококвалифицированные специалисты, персонал получает возможность манипулировать руководством, ставит условия, получает большее материальное вознаграждение за свой труд и т.д.

С ростом объема и/или ассортимента наступает понимание, что жить так дальше уже нельзя и надо что-то придумывать. Тогда внедряют систему адресного хранения - разбивают склад на ячейки (это могут быть паллетоместа, мелкие ячейки на полках или даже целые штабеля), внедряют АСУ, в памяти которой хранятся все сведения о том, где находится каждая ячейка и что (в том числе и сколько) в ней лежит и полагаются в управлении складом в основном на компьютер. Получают довольно много плюсов, ведь компьютер помнит все, что необходимо, может оптимизировать процессы, способствует росту производительности, снижению количества ошибок и т.д.

Распределительный центр для продуктовых магазинов предусматривает соседство различных продуктов – как решается проблема зональности?

Так и решается – сначала из общей товарной массы выделяются товары, требующие обособленного хранения (температурный режим, особая ценность, акцизный режим) и определяется способ организации той или иной обособленной зоны, а потом в пределах каждой из них решается вопрос товарного соседства согласно требованиям к условиям хранения. Важно при этом не упускать из виду место товаров в грузопотоке с их собственной спецификой обработки и прохождения через склад.

Какую долю площади в таком центре должны занимать офисные помещения?

Не всегда офис или весь офис компании сидит прямо при складе. Таким образом, офисные площади при складе могут принадлежать как персоналу, занятому в складском процессе, так и смежным подразделениям – управленцам, транспортникам, закупщикам и т.д. Чем больше склад и чем сложнее процесс обработки грузопотока, тем больше людей.

При распределении площадей не стоит забывать, что собственно склад работает, как правило, круглосуточно и необходимо это учесть.

Нужна ли в офисном центре столовая и рекреационные помещения?

Это не вопрос гуманизма, а весьма прагматичный вопрос по поводу производительности труда. Чем лучше условия труда, тем выше производительность. И это относится не только к инфраструктуре (столовая и комнаты отдыха), но и к таким вещам как освещенность рабочих мест, удобные сиденья погрузчиков и штабелеров и т.д. Причем, разница в производительности труда в хороших и плохих условиях в начале и в конце смены отличаются радикально (см. график).

Автор: Константин Ноткин

Made on
Tilda