ООО "Прагма", Москва
Как подбирать складское оборудование?
Какие виды оборудования необходимы для распределительного центра?

Кроме стандартного, известного и применяемого складского оборудования, а именно – стеллажи разных типов и фасонов, погрузчики, штабелеры и т.п. в зависимости от ситуации возможно использование и другого, более современного и производительного оборудования.

Причин здесь несколько. Во-первых, в последнее время появляются новые виды техники, позволяющие применять современные технологии грузообработки, что, естественно, несет дополнительную экономическую выгоду. Вторая причина в росте уровня оплаты труда складских работников. Поясню. Если ранее при заработной плате работника, например, в 200 долларов в месяц не имело смысла применять оборудование более сложное, чем ручная гидравлическая тележка (в народе любовно называемая роклой) – «Пусть производительность низкая – мы этих … (разные наименования складского персонала) наймем столько, сколько надо – пусть на руках таскают!», то теперь при уровне зарплаты в 500 – 700 долларов, механизация складских работ становится жизненно необходимой.

Кроме современной техники надо также уделить внимание и другим аспектам повышения производительности – качество полов, освещенность рабочих мест, способы погрузки-разгрузки подвижного состава.

Приведем пример. Вам необходимо осуществлять отбор мелкой партии товара для развоза по магазинам. Допустим, получается 10 тысяч строк накладных за 10-часовую смену. Это 1000 строк в час. При производительности 20 строк на человека в час (когда человек слабо мотивирован, полы плохие, система адресного хранения не внедрена и приходится долго искать тот или иной артикул, на складе темновато, замусорено, у тележки отваливаются колеса или тележки вообще нет) вам понадобится 50 отборщиков. С учетом больничных, отпусков и прочее – еще больше. Фонд оплаты труда при зарплате 500 долларов в месяц составит 25 тысяч долларов. Если вам удастся повысить производительность труда до 80 строк на человека в час, то ФОТ сократится в четыре раза и экономия составит 18'750 долларов в месяц. Или 225 тысяч в год. Очевидно, что инвестиции в технику, способствующую подобному повышению производительности, окупятся довольно быстро. А если учесть, что меньшее количество персонала это меньше суеты, мусора, хищений и прочих неудобств, связанных с эксплуатацией человека человеком, то выгода становится просто очевидной.
Итак, оборудование, на которое стоит обратить внимание:

Рамповое – оборудование, способствующее повышению производительности погрузо-разгрузочных работ, сохранности груза при этом и экономии тепла. Этот тип оборудования отвечает за то, чтобы можно было въехать в кузов грузовика на приличной скорости, быстро взять там поддон с грузом и выехать с ним на склад. Здесь применяют механические или гидравлические уравнительные мостки, выравнивающие пол склада и пол кузова автомашины. Есть разные. Герметизатор ворот ласково «обнимает» кузов и способствует сохранению тепла и предотвращает сквозняки.

В некоторых случаях при разгрузке «россыпи» удобно использовать редко встречающиеся телескопические рольганги, по которым груз поступает из кузова в склад и при этом можно вести оперативную приемку и сортировку товара.

Также важно, на чем вы въезжаете в кузов. Это, конечно, если конструкция здания вообще позволяет это делать (весьма и весьма желательно, чтобы пол склада был приподнят относительно уровня земли). В зависимости от интенсивности грузопотока и некоторых других условий, возможны следующие варианты – рокла, электротележка, за которой водитель ходит пешком, электротележка с платформой, на которой водитель стоит или сидит или, наконец, погрузчик. Последнее, казалось бы самое богатое решение, таковым не является ввиду неповоротливости погрузчика.
Совсем маленькая деталь – надо позаботиться о хорошем освещении кузова во время проведения погрузо-разгрузочных работ. Повысится производительность и снизится риск порчи груза, травматизма и т.д.

Оборудование для хранения. Обширная тема и сейчас появились новые системы хранения. Самые разнообразные. Например, система хранения высокой плотности с использованием радиошаттлов, или автоматизированные высотные системы складирования. Есть из чего выбрать, но старые добрые паллетные стеллажи никто не отменил, и используются они почти везде наряду с полочными стеллажами для мелких грузов, мезонинными системами (для многих – весьма актуальная штука) и т.д.
    Оборудования для отбора заказов тоже хватает и здесь тоже особое внимание надо уделять эргономике (читайте – производительности). Ведь операция отбора на складе – самая трудо- и, значит, человекоёмкая.

    А сокращать надо стараться не только количество тех людей, кто непосредственно занимается операцией отбора, но и контролеров, грузчиков и т.д. Идеально, когда отборщик с большой скоростью собирает заказ, а потом его без изнурительных операций контроля, переупаковки, сложной погрузки и не менее сложной разгрузки в магазинах, покупатель сразу видит на полках. Нарисовав себе идеал можно стремиться к наиболее полному его достижению.
    Здесь стоило бы вспомнить про, так называемые, рольконтейнеры – сетчатые контейнеры на колесиках с полками, которые можно переставлять на нужный уровень. Общая высота контейнера – 1,5 – 1,7 метра.
    Представим себе процесс – отборщик, тем или иным способом (будет сказано ниже) получает задание на отбор, берет рольконтейнер (а то и пару), устанавливает на вилы самодвижущейся машины (могут быть разными) или, на худой конец, роклы и обходит зону отбора по маршруту (желательно оптимизированному под это конкретное задание – АСУ может это сделать), собирая либо один заказ, либо несколько – на каждый магазин можно выделить по полке рольконтейнера, если партия отгрузки небольшая. Допустим, ошибок мало или есть способ их нейтрализации.

    Собранные в рольконтейнеры заказы выставляются в зоне отгрузки и по мере подхода подвижного состава закатываются на собственных колесах в кузов. Высота рольконтейнера позволяет заполнять кузов с максимальной эффективностью. По прибытии в магазин контейнер либо целиком выгружается из кузова (для этого хорошо бы иметь автотранспорт, оборудованный специальной откидной платформой, которую многие называют «лопатой»), либо партия магазина берется с полки контейнера и передается приемщику.

    Существуют складные рольконтейнеры, которые входят друг в друга на манер тележки в супермаркете.

    Завершая тему оборудования для отбора, хочу вспомнить ручной и автоматизированный конвейерный отбор, обеспечивающие очень высокую производительность, но и требующих больших инвестиций. Задумываться о применении такой техники (практически всегда с в сочетании с высококачественной АСУ) стоит большим компаниям, тщательно оценив экономическую эффективность внедрения.

    Короче, тема оборудования бездонная. В заключении хочу сказать про вспомогательное оборудование, которое обычно остается в тени, но влияет на процесс значительным образом.
    Вспомогательное оборудование это упаковочная техника, поломоечные машины и техника для утилизации отходов.

    Если первые две группы нам всем уже известны, то оборудование для обращения с отходами – тема новая, но актуальная. Кто-нибудь задумывался, сколько же стоит вывоз мусора? Скорее всего, только ответственные за это лица. А ведь затраты на это можно сокращать, применяя специальное оборудование, позволяющее вывозить отходы в двадцать (!) раз реже. Это еще не считая дополнительных плюсов.

    И, если задаться целью и отсортировать из массы отходов полезную фракцию (макулатура, пленка), то, применяя другой тип оборудования, возможно продавать слегка переработанные отходы заинтересованным организациям.


    Автор: Константин Ноткин

    Made on
    Tilda