Жаль, но, как только сеть становится относительно большой, такая схема уже не работает, по крайней мере, у нас – слишком много недостатков и потерь.
Поэтому приходится содержать такие элементы цепи, как закупки, управление запасами, склад, маркетинг и прочее. Задача у них одна – способствовать получению максимальной прибыли при максимально высоком качестве исполнения поставленных перед ними задач. Максимальная прибыль для компании от работы этих подразделений как правило возникает при минимальных затратах на их содержание.
Обратите внимание, что один из перечисленных элементов – герой дня – склад. Очевидно, что на определенном этапе небольшая сеть работает без склада (РЦ). По мере роста кто-то говорит: «Блин, ребята, у нас есть проблемы!». И дальше следует список проблем, иллюстрирующих, что без РЦ больше жить нельзя. Или кто-то бросает другую фразу: «Анализ кэш-фло показал, что если мы заимеем собственный РЦ, то издержки станут ниже из-за…». Далее опять следует список проблем и затрат. «Кроме того, мы получим…» Далее следует список достоинств собственного РЦ.
И вот тут-то и возникает вопрос, который сводится к простым или сложным арифметическим действиям –
сделать что-то самому или купить услугу на стороне. Что это? Можно привести такой пример. Мы собираемся в командировку за границу и хотим посетить несколько разных мест. Как будем перемещать свое бренное тело (или тела) в пространстве? Вариантов много и в зависимости от определенного сочетания исходных данных много. Задаем себе вопросы - на какой срок едем, сколько человек, насколько удалены места, которые мы собираемся посетить, друг от друга и от транспортных магистралей, какой у нас багаж и т.д. В конце концов принимаем решение – перемещаемся общественным транспортом, но багаж придется таскать самому; или берем машину напрокат, но пивка уже не выпьешь; или покупаем авто (вертолет, яхту), т.к. это будет удобнее и/или выгоднее. И плевать на пиво – все равно вредно…
Всем знакома такая ситуация. Процесс принятия решения был такой – собрали исходные данные, поставили задачу, наметили критерии оценки обдумываемого варианта, смоделировали несколько вариантов и приняли решение. Многие, принимая решение, даже не замечают, что прошли по такому сложному пути. Интуиция – вещь хорошая. А кто-то мучается с калькулятором, составляет таблицы, назначает весовые характеристики параметрам. И ошибается…
Опять же критерии у всех разные. У кого-то на первом месте экономические показатели (подешевле), у кого-то комфорт, у кого-то престиж (понты), а кто-то для себя обосновал, что престиж (понты) принесет потом дополнительную прибыль (экономические показатели).
Каждый решает для себя сам. Но не надо делать вид, что все решает математика и расчет. Ничего подобного! Человек всегда вносит свои коррективы. Иногда даже вопреки математике. И очень часто бывает прав. А почему? А потому, что математический расчет и системный подход хороши в условиях абсолютной прогнозируемости всех влияющих факторов. А в экономике, в условиях динамично меняющегося и непомерно растущего рынка, нестабильного законодательства и неопытности всех (или почти всех) игроков нужно и посчитать, и помоделировать, и помедитировать не грех. И принять, наконец, решение, от которого душа радуется. А если душа радуется, то и воплощать принятое решение в жизнь начинаешь с большим энтузиазмом. Вот так…
О своей работе (логистический консалтинг) мы говорим так: «Системный подход – да, тонкий расчет - ура, но без фанатизма. Человек всему голова!»
Теперь давайте вернемся к вопросу – иметь собственный РЦ или нет? И что это даст?
Не секрет, что некоторые сетевые операторы, даже зарубежные, не имеют собственного РЦ и покупают эту услугу у третьих организаций. И ничего, живы. Если третья организация оказывает услугу по приемке, хранению, дополнительной обработке и отгрузке товара относительно недорого и довольно качественно, то может и не нужен он собственный РЦ. Ну, пусть немного дороже, попробуем «зажать» поставщиков, сэкономим на чем-то еще, возьмем покупателя ассортиментом или еще какой хитростью и пойдут люди…