ООО "Прагма", Москва
ТРИ СЛОНА ТОВАРОПРОВОДЯЩЕЙ СИСТЕМЫ
Почти всегда после проведения экспертизы складского хозяйства заказчиков складывается мнение, что в компании есть солидные скрытые резервы дальнейшего развития и повышения прибыльности процесса за счет многих факторов, причем логистика является только одним из них. Это говорит о том, что для дальнейшего развития компании необходим комплексный подход к улучшениям по всем аспектам бизнеса – от планирования и до аналитики.

Говоря о скрытых резервах и причинах их появления, на первое место стоит поставить отсутствие прочной и конструктивной взаимосвязи между основными подразделениями компании, а именно между отделом закупок, отделом продаж и маркетинга, а также складом. Эти подразделения являются для компании основными технологическими звеньями товаропроводящей цепи и обеспечение должной коммуникации между ними – главная задача.
Каждое из упомянутых подразделений работает, возможно, хорошо, решая свою локальную задачу, но не испытывает заинтересованности в результатах совместного труда. А тем временем весь процесс держится в основном на них, как земля на трех слонах, причем отсутствие взаимосвязи между звеньями влечет непомерную нагрузку на остальных или ведет к полной стагнации бизнеса.

Результатом, как правило, является затоваривание склада, наращивание объема неликвидов или медленно уходящих товаров, неравномерная нагрузка на ресурсы и, соответственно, их несбалансированность, взаимная неудовлетворенность, антагонизм. Это душит бизнес в целом и склад в частности физически (из-за отсутствия оперативного простора для проведения основных и вспомогательных складских операций) и всю компанию финансово из-за замороженных в непродающемся товаре средств, низкой производительности труда, упущенной выгоды, утраченного по той или иной причине товара, нерационально используемых ресурсов и многого другого.

Оперативный простор нужен складу для того, чтобы всегда была возможность правильно принять товар, провести дополнительную обработку, рассортировать по артикулам, а также для того, чтобы собрать готовые к отгрузке заказы, проверить их, отмаркировать и упаковать. Здесь уместно говорить как о просторе на площадях складского здания, так и на прилегающей территории, т.к. она должна обеспечивать беспрепятственное и рациональное перемещение и парковку автотранспорта, пешеходов. Расположение вспомогательных объектов инфраструктуры (КПП, парковки, котельные, очистные, озеленение и проч) также должны соответствовать нормам и здравому смыслу. Часто приходится видеть, что здание склада занимает практически всю площадь земельного участка, или зона хранения (как в Вашем случае) устроена так, что товар буквально давит на процесс, не давая возможности его обрабатывать.
Средства, замороженные в товаре или неликвидах, - явление понятное и возникает по нескольким причинам:

  • ошибки в планировании, связанные с закупками неходового ассортимента или его чрезмерного количества,
  • неэффективная работа маркетинга и/или сбыта (просто звучит, а вопрос сложный),
  • недостаточно координированная работа подразделений (!), вследствие чего «одна рука не знает, что делает другая»,
  • отсутствие физического и информационного (учетного) порядка на складе
Низкая производительность труда в основном связана как раз с отсутствием двух вещей – упомянутого оперативного простора и хорошего складского учета. Персонал тратит много времени на то, чтобы найти и переместить на заданное место товар, находящийся как в зоне хранения, так и в зоне отбора.

Есть и другие факторы, негативно влияющие на производительность труда – неудобства, связанные с конструктивом здания, отсутствие элементарного порядка, низкое качество полов, плохая освещенность рабочих мест и т.д.

Упущенная выгода возникает, когда товар, гарантированно имеющийся на складе, не может быть найден кладовщиком из-за отсутствия четкого адресного хранения, когда заказ не может быть отгружен в срок или отгружается с ошибками, когда складские издержки становятся слишком высокими и это влияет на отпускную стоимость товара. Здесь стоит упомянуть еще утрату товара полностью или потерю товарного вида.

Конечно, такие аспекты как емкость зоны хранения и организация зоны отбора мелкой партии, особенно в Вашем бизнесе (большое количество артикулов, ярко выраженная сезонность, импортный товар) весьма критичны, но не должны превалировать по параметрам над прочими составляющими процесса. Напротив, стоит говорить о сбалансированности всех ресурсов по пропускной способности и другим характеристикам.
Логично, что без проведения работ по анализу ситуации и постановке целей невозможно ответить на вопрос о размере необходимых для реорганизации инвестиций и их эффективности. При этом предлагается комплексно подходить к проблеме, включив в список проводимых общекорпоративных мероприятий (я уверен, что они в той или иной мере в каждой компании уже проводятся) следующее:

  • анализ и корректировка (по необходимости) ассортиментной политики.
  • анализ динамики продаж за последние годы, прибылей и издержек постатейно. Результат необходим в количественном выражении. Если говорить только о складском хозяйстве, то здесь интересует доля логистических издержек по статьям расходов (например, ФОТ, арендная плата и т.д.).
  • постановка количественных целей по увеличению объема продаж, повышению прибыльности и снижению издержек. Разработка плана мероприятий для достижения поставленных целей. При этом стоит уделить первоочередное внимание тем мероприятиям, которые при минимальных затратах дадут максимальный эффект.
Хотелось бы отметить, что при постановке целей необходимо учитывать и декларировать существующие ограничения (бюджет, отпущенный на реорганизацию, площади, дефицит кадров и т.д.) разработка регламента взаимоотношений подразделений, занимающихся закупками, сбытом и склада для:

  • оптимизации уровня складских запасов
  • планирования и обеспечения максимально равномерной нагрузки на склад для обработки приходов и отгрузок товара
  • минимизации времени оформления спорных и пограничных ситуаций (поступление некондиции, пересорта, уценка и т.д.)
  • разработка регламента взаимодействия закупочного подразделения с поставщиками и отдела продаж с потребителями на предмет минимизации объемов грузообработки товара.
  • совершенствование складской технико-технологической инфраструктуры в рамках поставленных целей и ограничений

  • совершенствование транспортной инфраструктуры с целью снижения соответствующей доли издержек

В списке мероприятий есть такие, которые не потребуют значительных инвестиций и которые можно воплотить в жизнь в минимально короткие сроки, при этом эффект будет значительным. К ним относятся организационные мероприятия, как, например, разработка регламентов взаимоотношений подразделений. Положительный эффект ожидается за счет экономии на складских ресурсах (площадь, персонал, средства, вложенные в товар и т.п.), а также за счет повышения производительности труда, увеличения оборота продаж. Работу по разработке организационных мероприятий можно поручить сторонним организациям или выполнить своими силами, если таковые имеются. Совершенствование технико-технологической инфраструктуры, наоборот, потребует значительных вложений (проектирование, строительство, оборудование, программное обеспечение), но оценить их объем на данном этапе невозможно без проведения анализа, принятия целевых показателей и предварительного расчета. Однако здесь также возможны мероприятия как малобюджетные (наведение порядка на складе, улучшение условий труда с целью повышения производительности и т.п.), так и довольно затратные (разработка и внедрение системы складского учета, модернизация стеллажного хозяйства). В сложившейся ситуации наша компания может оказать следующие услуги:

  • экспертиза логистической системы компании "как есть"
  • анализ баз данных,
  • разработка регламентов
  • оптимизация складской логистики в части технической и технологической составляющих
При этом, по опыту наших клиентов можно сказать, что затраты на данные работы многократно окупаются за счет устранения перечисленных ранее недостатков системы, снижения издержек и получения дополнительной прибыли. При этом необходимо отметить, что главным фактором успешного проведения реорганизации является конструктивный подход и заинтересованность не только исполнителей, но также сотрудников и собственников компаний, вступивших на путь перемен.


Автор: Константин Ноткин

Made on
Tilda